ПРОЕКТ "РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ"
Авторы проекта: Дубровина Ольга Сергеевна, зам. директора по учебно-методической работе, преподаватели колледжа (Челябинская область, ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж») |
- 1.Название проекта: Формирование патриотизма и собственной гражданской позиции обучающихся ПОО
(краткое наименование: Растим патриотов России)
- 2.Перечень основных нормативно-правовых документов, лежащих в основе разработки проекта:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» http://youthrussia.ru;
- Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года» http://gov.garant.ru/;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://gov.garant.ru;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» http://pravo.gov.ru;
- Указ президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» http://kremlin.ru;
- ФГОС среднего профессионального образования https://fgos.ru/
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 7 мая 2020 г. n вб-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» http://www.consultant.ru/;
- Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» http://docs.cntd.ru;
- Национальный проект «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/;
- Национальный проект «Здравоохранение» https://www.rosminzdrav.ru/;
- Национальный проект «Культура» https://www.mkrf.ru/;
- Национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» http://static.government.ru/;
- Будущее образования: глобальная повестка https://vbudushee.ru/;
- Образование для сложного общества https://drive.google.com/;
- Карта глобального образования http://rusla.ru/.
3. Проблема, на решение которой направлен проект (актуальность, предпосылки).
Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся прослеживается на социальном, научно-теоретическом и практическом уровнях.
Патриотизм как неотъемлемый атрибут нации, общества и государства, а также личностное идейное качество человека, выражаемое согласно «Военному энциклопедическому словарю», размещенному на сайте Министерства обороны РФ, «любовью к родине и своему народу, преданностью им, стремлением своими действиями служить их интересам…», рассматривался выдающимися мыслителями с незапамятных времен. Еще Цицерон говорил, что «только одно Отечество заключает в себе то, что дорого всем». Ж.-Ж. Руссо считал долгом каждого человека его умение «…любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни». А великий русский писатель И. С. Тургенев со свойственной ему образностью писал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе … тому, кто действительно без нее обойдется». Высшей степенью проявления патриотизма личности является самопожертвование во имя интересов Родины.
Значимость патриотизма и патриотического воспитания чрезвычайно высока и в наши, особенно в условиях обострения военно-политических и экономических противоречий в мире, в условиях, когда страны Запада ведут против нашей страны необъявленную гибридную войну. Лучше всего это подтверждается словами Президента РФ В.В. Путина, сказанными им на заседании «Клуба лидеров» в Ново-Огарево 3.02.3016 года: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо… Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом…».
Нормативно-правовую базу патриотического воспитания в настоящее время составляет ряд соответствующих документов. Так одной из задач, выдвигаемых государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», является совершенствование военно-патриотического воспитания граждан, имеющего целью их всестороннюю подготовку к вооруженной защите Отечества и укрепление престижа службы в вооруженных силах и правоохранительных органах. Средства решения данной задачи подробно раскрываются в «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2024 года» (Правительство Российской Федерации Распоряжение от 3 февраля 2010 года N 134-р) и включают:
– «внесение в федеральные государственные образовательные стандарты образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования изменений, касающихся повышения качества военно-патриотического воспитания;
– налаживание системы взаимодействия учебных заведений всех уровней с организациями ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов, музеями боевой славы, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а также установление шефских связей с воинскими частями (кораблями);
– внедрение государственного заказа на продукцию, способствующую развитию военно-патриотического воспитания, повышающую мотивацию граждан к военной службе, а именно:
– издание и распространение военно-патриотической литературы (художественная, военно-мемуарная и справочная литература, учебные пособия для военно-патриотических объединений), в том числе на электронных носителях;
– создание, тиражирование и прокат фильмов (художественных, учебных) по военно-патриотической тематике;
– разработку, производство, рекламу и распространение среди молодежи компьютерных игр военно-патриотической направленности;
– внедрение новых форм военно-патриотической работы, в том числе разработку региональных туристических маршрутов для молодежи по местам боевой славы, проведение “армейских недель” в воинских частях;
– создание военно-патриотических медиапрограмм, имеющих целью популяризацию героического образа защитника Отечества».
Кроме того, согласно этой же концепции на региональном уровне необходимо:
– «изучать и повсеместно внедрять положительный опыт военно-патриотической работы, ее освещения в средствах массовой информации, а также организации взаимодействия по данному направлению с Министерством обороны Российской Федерации;
– организовывать взаимодействие субъектов военно-патриотического воспитания с комитетами родителей военнослужащих (солдатских матерей) по вопросам морально-психологической подготовки юношей к военной службе;
– активизировать деятельность родительских комитетов, созданных по инициативе Министерства обороны Российской Федерации при воинских частях и военных комиссариатах».
Приведенные цитаты позволяют, с одной стороны, акцентировать внимание на социальном характере военно-патриотического воспитания, а, с другой, констатировать многообразие его средств, форм, методов и субъектов.
Патриотическое воспитание становилось объектом внимания многих ученых и педагогов-практиков (Т.Е. Вежевич, А.Н. Вырщиков, И.В. Кострулева, Н.В. Ипполитова, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, В.Ю. Микрюков, В.Е. Мусина и др.). В ряде научных работ патриотическое воспитание молодежи рассматривается в контексте регионализации образования (Т.Е. Вежевич, И.В. Кострулева и др.), обучения в учреждении среднего профессионального образования (С.А. Кочевцева, Н.М. Снопко и др.). По данным различных авторов, оно (как вид воспитания) предусматривает формирование и развитие у личности:
– патриотического сознания, выражающегося в наличии у нее убеждения в значимости своего Отечества и морально-психологической готовности к его защите;
– патриотических отношений, представляющих собой систему взаимоотношений и взаимосвязей, складывающихся и реализующихся между отдельными гражданами и социальными группами на основе отстаивания ими своих патриотических потребностей, интересов и установок;
– патриотической деятельности, представляющей собой материальное воплощение патриотического сознания и патриотических отношений в виде совокупности действий, направленных на достижение патриотических целей.
Помимо образовательных учреждений, важнейшими субъектами патриотического воспитания могут быть иные государственные, общественные и частные учреждения и организации. Все они обладают определенными законодательно определенными полномочиями. Так общественные организации, основанные на членстве и создаваемые на основе совместной деятельности в целях защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности и свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Общественные организации, имеющие статус юридического лица, наделены также полномочиями: распространения информации о своей работе; создания средств массовой информации; проведения собраний, митингов; выступления с инициативами по различным вопросам общественной жизни и др. Включенные в систему социального партнерства образовательных учреждений они могли бы значительно улучшить патриотическое воспитание обучающихся.
4. Цель проекта: Формирование не менее чем у 80% обучающихся ПОО патриотизма и собственной гражданской позиции через участие в мероприятиях проекта к июню 2023 года.
Задачи проекта:
1. разработать и реализовать дополнительные общеразвивающие программы, обеспечивающие формирование патриотизма и собственной гражданской позиции обучающихся, педагогических работников ПОО;
2. создать в образовательной организации координационный центр патриотического воспитания, объединяющего разработчиков, организаторов гражданско-патриотических мероприятий/конкурсов и проектов, педагогов, волонтеров;
3. внедрить модель социального партнерства учреждения среднего профессионального образования как фактора патриотического воспитания обучающихся;
4. трансляция лучших практик по реализации гражданско-патриотической деятельности обучающихся ПОО.
5. Результат проекта
К июню 2023 года в ПОО сложилась устойчивая система работы по гражданско-патриотическому направлению, а именно
- разработано и реализовано не менее 15 дополнительных общеразвивающих программ с гражданско-патриотической составляющей содержания;
- проведено не менее 30 гражданско-патриотических мероприятий, в которые вовлечено более 50% обучающихся ПОО ежегодно;
- реализовано не менее 10 проектов гражданско-патриотической направленности, инициированных обучающимися ПОО;
- не менее 80% обучающихся ПОО, завершающие обучение в ПОО, демонстрируют знания о патриотизме, о Родине, проявляют интерес к реализации гражданско-патриотических проектов, проявляют активность при организации и участии в патриотических мероприятиях различного уровня.
6. Показатели проекта.
Критерии и показатели проекта |
|
7. Реестр заинтересованных сторон
№ | Орган или организация | Ожидание от участия | Влияние на проект |
1. | Министерство образования и науки Челябинской области - орган исполнительной власти, ответственный за реализацию национального проекта «Образования» на территории Челябинской области, Концепции по формированию патриотизма и гражданской позиции населения Челябинской области | поддержка инициатив ПОО в проведении гражданско-патриотических мероприятий, участие представителей Министерства в конференциях, семинарах, встречах. | Слабое (может произойти), заинтересованность - наблюдать за ходом проекта. |
2. | Общественная палата Челябинской области. (Комиссия ОП по патриотическому воспитанию и ветеранскому наставничеству) | Ожидание от участия: поддержка инициатив ПОО в проведении конкретных гражданско-патриотических мероприятий, получение данных для научно-исследовательских работ обучающихся, определение наставников из числа сотрудников для «погружения» обучающихся в проблемы по патриотическому воспитанию и ветеранскому наставничеству г. Челябинска и региона, участие представителей Управления в конференциях, семинарах, встречах. | слабое (может произойти), заинтересованность - наблюдать за ходом проекта. |
3. | Региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе | поддержка инициатив ПОО в проведении конкретных гражданско-патриотических мероприятий, получение данных для научно-исследовательских работ обучающихся, определение наставников из числа сотрудников для «погружения» обучающихся в проблемы патриотического воспитания г. Челябинска и региона, участие представителей Управления в конференциях, семинарах, встречах. | слабое (может произойти), заинтересованность - наблюдать за ходом проекта |
4. | Военно-патриотическое молодёжное объединение "ВОИН" Имени героя России майора ФСБ Перова Александра Валентиновича | поддержка инициатив ПОО в проведении гражданско-патриотических мероприятий, направленных на формирование повышения престижа службы в вооружённых силах России, воспитание подрастающего поколения на идеалах военной профессии, чести, долга, мужества и профессионализма, участие представителей предприятия в конференциях, семинарах, встречах, предоставление информации для проведения исследовательских работ обучающимися. | высокая (существенное влияние на ряд мероприятий), заинтересованность - сотрудничать. |
5. | Региональная ассоциация военно-патриотических ор Региональная ассоциация военно-патриотических организаций "УРАЛ" https://Региональная ассоциация военно-патриотических ор Региональная ассоциация военно-патриотических организаций "УРАЛ" vk.com/ravpo_ural | поддержка инициатив ПОО в проведении конкретных гражданско-патриотических мероприятий, получение данных для научно-исследовательских работ обучающихся, объединение усилий в практической части военно-патриотического воспитания и в разработке мер по оптимизации и развитию существующих программ, а также формирование новых подходов в данном направлении, в том числе и законотворческая инициатива | Влияние на проект: высокая, скорее всего произойдет (существенное влияние на ряд мероприятий), заинтересованность - сотрудничать. |
6. | Региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе https://yandex.ru/maps/org/regionalny_tsentr_voyenno_patrioticheskogo_vospitaniya_i_podgotovki_grazhdan_k_voyennoy_sluzhbe/ | поддержка инициатив ПОО в проведении конкретных гражданско-патриотических мероприятий, получение данных для научно-исследовательских работ обучающихся, определение наставников из числа сотрудников для «погружения» обучающихся в проблемы воспитания г. Челябинска и региона, участие представителей в конференциях, семинарах, встречах. | высокое, скорее всего произойдет (существенное влияние на ряд мероприятий), заинтересованность - сотрудничать. |
7. | Родители, жители населенных пунктов Челябинской области | поддержка инициатив ПОО в проведении конкретных гражданско-патриотических мероприятий участие во встречах по проблемам воспитания подростков и молодежи, обсуждение в семье патриотических тем. | высокая, скорее всего произойдет (существенное влияние на ряд мероприятий), заинтересованность - сотрудничать. |
8. Ключевые участники проекта
Структура управления портфелем проектов по гражданско-патриотическому направлению программы воспитания и социализации обучающихся
Генератор проектных идей: Проектная группа под руководством замдиректора по воспитательной работе.
Все проекты представлены на заседании Педсовета.
В зависимости от направленности проекты реализуются по функционалу представленных подразделений.
В данной структуре линейные руководители (заместители) (зеленый пунктир) частично могут брать управление проектом в объеме своей компетентности.
Подчинение зам. директора по УВР (красный пунктир) – «рабочая группа» принимает участие в реализации проекта (кол-во участников рабочей группы может меняться в зависимости от масштабов проекта).
Подчинение зам. директора по УПР и УР (синий пунктир) - «рабочая группа» принимает участие в реализации проекта с учетом функционала (например, зам. директора по АХЧ - обеспечение хозяйственным инвентарем при проведении субботников, помощи ветеранов).
Ключевые участники проекта
№ п/п | Роль в проекте | Фамилия, инициалы | Должность | Непосредственный руководитель | Занятость в проекте (процентов) | |
1. | Куратор проекта | Чесноков А.Н. | директор | Министр образования и науки ЧО | 100 | |
2. | Руководитель проекта | Лимаренко Л.Н. | Заместитель директора по УВР | Директор | 100 | |
Общие организационные мероприятия по проекту | ||||||
3. | Участник проекта | Овсянникова Н.В. | Бухгалтер | Директор | 70 | |
4. | Участник проекта | Сыропятова О.С. | Педагог организатор | Зам. директора по УВР | 100 | |
5. | Участник проекта | Ковалева Е.В., Середина В.В. | Преподаватель истории и обществознания | Зам. директора по УВР | 100 | |
Функциональные обязанности субъектов управления
Куратор проекта: Директор колледжа:
Руководит:
• воспитательным процессом, со всеми входящими в него подразделениями и структурами;
• хозяйственной и коммерческой деятельностью, связанной с привлечением средств, советом колледжа и советами других общественных организаций, способствуя демократизации воспитательного процесса, а также реализацией научно-педагогической продукции (учебная литература, электронные образовательные ресурсы, методические пособия, образовательные программы);
Создает временные творческие коллективы (проектный офис) для решения воспитательных задач, а также условия для исследовательской, инновационной работы членов педагогического и студенческих коллективов.
Привлекает различные предприятия и организации, необходимые для развития воспитательной работы, — совместные предприятия, спонсоров, научно-педагогические центры в стране и за рубежом; заключает договоры о сотрудничестве с различными государственными, кооперативными и общественными организациями.
Намечает совместно с администрацией и руководителями подразделений перспективы развития, определяет этапы работы, контролирует результаты деятельности колледжа.
Осуществляет:
- подбор и расстановку педагогических, воспитательных кадров;
- постоянную связь с советом колледжа и родительским комитетом колледжа, учитывая в своей деятельности реальные социально-педагогические условия;
- подбор членов экспертного совета по разработке и внедрению новых образовательных программ и учебных пособий.
Руководитель проекта: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Анализирует:
- условия воспитания;
- результаты диагностики ценностных отношений обучающихся к окружающей действительности и степень их удовлетворенности различными сторонами воспитательного (образовательного) процесса в ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж».
Планирует и организует:
- разработку концепции воспитательной системы ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» и целевую комплексную программу управления воспитательной системой;
- разработку модели выпускника ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»;
- перспективное и текущее планирование воспитательной работы по реализации стратегии воспитания в ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»;
- воспитательную деятельность педагогического коллектива на основе целевой комплексной программы, перспективного плана воспитательной работы;
- диагностику развития обучающихся в организуемых направлениях деятельности;
- подготовку и обсуждение вопросов воспитательной работы на заседаниях педагогического совета, инструктивно-методического совещания, методического объединения, цикловых комиссий;
- методическую учебу педагогических работников по проблемам воспитания;
- внеурочные мероприятия, творческие дела в масштабах учебного заведения;
- совместную работу с правоохранительными органами, культурно-просветительскими учреждениями, органами здравоохранения, социального обеспечения, опеки, спортивными и молодежными организациями;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта в сфере воспитания;
- участие обучающихся, педагогов в районных, городских, областных мероприятиях;
Осуществляет:
- разработку методических и нормативных документов, регламентирующих воспитательный процесс;
- подбор и расстановку классных руководителей, педагога-психолога, социального педагога, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования;
Координирует:
- работу всех субъектов воспитательного процесса в решении воспитательных задач;
- взаимодействие педагогического коллектива ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» с учреждениями, занимающимися проблемами воспитания подростков.
- работу родительского комитета с руководителями колледжа, педагогическим коллективом.
Контролирует:
- выполнение планов воспитательной работы всех субъектов воспитательной системы;
- своевременное оформление планово-отчетной документации по направлениям деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения;
- деятельность структурных подразделений, занимающихся проблемам воспитания: психологическая и социальная службы, МО классных руководителей, педагог-организатор, педагога-библиотекаря, педагоги дополнительного образования, руководитель физического воспитания и ОБЖ, воспитатель (общежития).
Участник проекта: Педагог-организатор
Планирует
- совместно с заместителем директора по УВР работу по развитию системы дополнительного образования и студенческого, ученического самоуправления; принимает участие в планировании воспитательной работы с обучающимися;
- работу молодёжных советов и организаций ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»;
- совместную работу с общественными молодёжными организациями и органами самоуправления.
Организует
- работу одного или нескольких клубов, кружков, секций, любительских объединений, разнообразную совместную деятельность студентов и преподавателей, индивидуальную работу со студентами;
- мероприятия со студентами и/или преподавателями, поддерживает социально значимые инициативы студентов в сфере свободного времени, досуга и развлечений;
- самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, содействует обеспечению связи обучения с практикой.
Оказывает поддержку
- различным формам организации труда студентов, организует отдых обучающихся, несет ответственность за их жизнь и здоровье.
Анализирует
- достижения обучающихся, воспитанников, детей. Оценивает эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой деятельности, познавательный интерес обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Участвует
- в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
Привлекает
- к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц, их заменяющих), общественность.
Осуществляет
- связь с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими.
- взаимодействие с лицами, привлекаемым к реализации мероприятий проекта
Участник проекта: преподаватель истории и обществознания
Анализирует:
- состояние проблем воспитания, нормативно-правовые акты в сфере гражданско-патриотического воспитания;
- современные технологии, формы, методы вовлечения обучающихся в позитивную социально-значимую деятельность в сфере патриотизма и гражданской позиции.
Планирует:
- содержательную часть мероприятий проекта;
Развивает
- у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Применяет
- педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Осуществляет
- разработку методических материалов мероприятий проекта, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с планом мероприятий.
- связь с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими.
Участник проекта: Бухгалтер
Анализирует:
- состояние бюджетных и внебюджетных средств;
- возможности привлечения дополнительных источников финансирования.
Планирует и организует:
- подготовку и обсуждение вопросов финансирования реализации проекта;
Осуществляет:
- расчет финансовых затрат на реализацию мероприятий проекта;
- поиск источников финансирования;
- подготовку соглашений, имеющих финансовую составляющую.
Контролирует:
- расходование денежных средств, направленных на реализацию мероприятий проекта;
- своевременное оформление отчетной документации по фактическим затратам;
Совет колледжа
В состав Совета Колледжа входят директор Колледжа, представители участников образовательных отношений.
Председателем Совета Колледжа является директор Колледжа. Другие члены Совета Колледжа избираются на Общем собрании работников и представителей обучающихся. Персональный состав Совета Колледжа утверждается приказом директора Колледжа в соответствии с положением о Совете Колледжа, утвержденным на Общем собрании работников и представителей обучающихся.
Организация деятельности Совета Колледжа определяется положением о Совете Колледжа.
К компетенции Совета Колледжа относятся (применительно к реализации проекта по гражданско-патриотическому направлению):
- Принятие локальных актов в пределах своей компетенции.
- Координация в Колледже деятельности общественных (в том числе молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом.
- Привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, дополнительных источников финансирования и материальных средств.
- Контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в Колледже, сохранением и укреплением здоровья обучающихся.
- Решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции действующим законодательством.
Педагогический совет
Для обеспечения коллегиальности в решении вопросов учебно-методической и воспитательной работы создается Педагогический совет, в состав Педагогического совета входят все педагогические работники Колледжа.
Организация деятельности Педагогического совета определяется положением о Педагогическом совете, утверждаемым приказом директора Колледжа.
Председателем Педагогического совета является директор Колледжа.
К компетенции Педагогического совета относятся (применительно к реализации проекта по гражданско-патриотическому направлению):
1.Вопросы анализа, оценки и планирования:
– объема и качества знаний, умений и навыков обучающихся;
– теоретического обучения, воспитательной и методической работы;
– инспектирования и внутреннего контроля образовательного процесса;
– содержания и качества дополнительных образовательных услуг, в том числе платных;
– образовательных программ и учебных планов, а также изменений и дополнений к ним.
2. Вопросы разработки, апробации, экспертизы и применения педагогическими работниками:
– новых педагогических и воспитательных технологий;
– методик и средств профессионального отбора и ориентации;
– методических материалов, пособий, средств обучения и контроля;
– новых форм и методов теоретического и производственного обучения, производственной практики обучающихся.
3. Организация работы по повышению квалификации, развитию творческих инициатив педагогов.
4. Принятие решения о награждении выпускников.
Замдиректора по учебно-производственной работе (применительно к реализации проекта по гражданско-патриотическому направлению):
Организует:
Руководство научно-техническим творчеством обучающихся.
работу по соблюдению в колледже ТБ и ОТ.
Разрабатывает:
мероприятия по перспективному развитию и внедрению современных производственных технологий, методик и способов практического обучения, организует их выполнение.
меры по повышению профессиональной подготовки и педагогической квалификации подчиненных работников.
Участвует:
в организации работы Педагогического совета колледжа в рамках своих должностных обязанностей и руководит подчиненными.
в организации воспитательной работы обучающихся.
Осуществляет:
связь со службами профессиональной ориентации.
Содействует:
расширению номенклатуры дополнительных образовательных услуг, развитию внебюджетной деятельности.
Заместитель директора по учебной работе (применительно к реализации проекта по гражданско-патриотическому направлению):
Организует:
перспективное и текущее планирование деятельности педагогического коллектива по реализации целей образовательного процесса;
учебную и учебно-организационную работу в колледже;
просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих);
помощь студентам в проведении культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий;
Обеспечивает
совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных;
Координирует
работу преподавателей, воспитателей и других педагогических и иных работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения;
Контролирует
работу преподавателей, посещает уроки;
процедуру управления учебной и учебно-организационной документацией по колледжу;
деятельность библиотеки по вопросам учебно-методического сопровождения образовательного процесса;
Участвует:
в вопросах оснащения учебных кабинетов и библиотеки современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнения учебно-методической, художественной и периодической литературой;
в подборе и расстановке педагогических кадров.
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением;
Рассматривает и утверждает индивидуальные планы работы преподавателей;
Отвечает за процесс проектирования и разработки основных образовательных программ и анализ результатов мониторинга образовательного процесса;
Заместитель директора по учебно-методической работе (применительно к реализации проекта по гражданско-патриотическому направлению):
Общие функции
Создание качественной методической работы колледжа.
Повышение уровня профессионализма педагогических работников.
Планирование и анализ результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности педагогического коллектива.
Консультирование по вопросам содержания дополнительных образовательных программ, применения проектного подхода к организации воспитательного процесса, разработки и реализации социальных проектов
Функциональные обязанности:
Организует
консультативную и практическую помощь педагогическим работникам по соответствующим направлениям деятельности.
необходимую документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад, соревнований и других мероприятий.
разработку, рецензирование и подготовку к утверждению учебно-методической документации и пособий по реализуемым образовательным программам, дидактических материалов и т.д.
Анализирует
состояние учебно-методической и воспитательной работы в колледже, и разрабатывает предложения по повышению её эффективности.
результаты инновационной работы.
Обобщает
материалы по распространению наиболее результативного опыта педагогических работников.
информацию о передовых технологиях обучения и воспитания (в том числе и информационных).
Участвует:
в разработке методических и информационных материалов, диагностике, планировании повышения квалификации руководителей и педагогических работников колледжа.
в разработке программы развития, перспективных планов колледжа, планов работы методического совета, в подготовке его решений.
в работе организации повышения квалификации и переподготовки работников по соответствующим направлениям их деятельности, аттестации педагогических работников.
Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания учебных программ, форм, методов и средств обучения, в организации работы по методическому обеспечению образовательной деятельности, в разработке рабочих образовательных (предметных) программ (модулей) по дисциплинам и учебным курсам.
Коммуникационная модель проекта
№ п/п | Какая информация передается | Кто передает информацию | Кому передается информация | Когда передает информацию | Как передается информация |
1. | Статус проекта | Администратор проекта | Руководителю проекта | Еженедельно (понедельник) | Электронная почта |
2. | Обмен информацией о текущем состоянии проекта | Администратор проекта | Участникам проекта | Еженедельно (пятница) | Телефонная связь, электронная почта |
3. | О выполнении контрольной точки | Администратор проекта | Руководителю проекта, оператору мониторинга | Не позже дня контрольного события по плану управления | Электронная почта |
4. | Ведомость изменений | Администратор проекта | Группе управления, оператору мониторинга | По поручению руководителя проекта | Письменный отчёт, электронная почта |
5. | Информация о наступивших рисках и осложнениях по проекту | Администратор проекта | Руководителю проекта | В день поступления информации (незамедлительно) | Телефонная связь, электронная почта |
6. | Информация о неустранимом отклонении по проекту | Администратор проекта | Руководителю проекта | В день поступления информации | Совещание |
7. | Обмен опытом, текущие вопросы | Руководитель проекта | Рабочая группа и приглашённые | Не реже 1 раз в квартал | Совещание |
8. | Приглашения на совещания | Администратор проекта | Участники совещания | В день поступления информации | Телефонная связь, электронная почта |
9. Календарный план-график проекта
№ п/п | Наименование мероприятия/контрольной точки | Срок | Вид документа и (или) результат | Ответственный исполнитель |
1 Функциональное направление: гражданско-патриотическое воспитание | ||||
1.1 | Разработаны дополнительные общеразвивающие программы с гражданско-патриотической составляющей содержания | |||
1 этап – 3 программ | 30.09.2020 | Приказы об утверждении дополнительных общеразвивающих программ | Заместитель директора по УМР | |
2 этап – 5 программ | 30.09.2021 | |||
3 этап – 7 программы | 30.09.2022 | |||
Контрольная точка: разработано 15 дополнительных общеразвивающих программ | 30.10.2022 | |||
1.2 | Реализованы дополнительные общеразвивающие программы с гражданско-патриотической составляющей содержания | |||
1 этап – 8 программ | 30.06.2021 | Приказы о зачислении слушателей на общеразвивающие программы Отчет преподавателя | Зам. директора по УВР | |
2 этап – 12 программ | 30.06.2022 | |||
3 этап – 15 программ | 30.04.2023 | |||
Контрольная точка: реализовано 15 дополнительных общеразвивающих программ | 30.04.2023 | |||
2 Функциональное направление: гражданско-патриотическое воспитание | ||||
2.1 | Создание координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию | |||
Разработано положение о координационном совете по гражданско-патриотическому воспитанию | 30.09.2020 | Решение методического совета | Зам. директора по УВР | |
Контрольная точка: Создан координационного совет по гражданско-патриотическому воспитанию | 10.10.2020 | Приказ о создании и составе координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию | ||
2.2 | Проведен мониторинг обучающихся по уровню сформированности патриотизма и собственной гражданской позиции | |||
1 этап Разработан мониторинг | 30.09.2020 | Решение методического совета | Педагог-организатор Педагог-психолог | |
Проведен входной мониторинг | 15.10.2020 | Анализ результатов мониторинга | ||
Контрольная точка: по результатам мониторинга формированы команды обучающихся для обучения по образовательным программам | 25.10.2020 | Списки обучающихся по образовательным программам. Журналы посещения занятий | ||
2 этап – Контрольная точка: Проведен промежуточный мониторинг | 25.10.2021 | Анализ результатов мониторинга | ||
3 этап – Контрольная точка: Проведен итоговый мониторинг | 25.12.2022 | Анализ результатов мониторинга. Сравнительный анализ результатов входного и итогового мониторинга. Рекомендации по использованию мониторинга в работе | ||
2.2 | Разработаны методические материалы к мероприятиям проекта | |||
1 этап: | ||||
- Научно-практическая конференция «Герои живут рядом»; - Конкурс на лучшую публикацию в социальной сети «Солдатские письма»; - Акция «От сердца к сердцу»; - Волонтерская помощь ветеранам; - Творческая экспрессия (выставка продуктов творчества обучающихся: патриотическое кино (ролик) и фотографии (селфи) и т.п.) - Проведение памятных дней: • День Победы; • День вывода войск из Афганистана; • День защитников Отечества. | 30.10.2020 | Утвержденные положения Решение координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию План работы на 2020-2021 учебный год | Зам. директора по УВР | |
2 этап – | ||||
- Участие в акции «Вахта памяти»: • встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла; • линейки, посвященные памятным датам истории; • общешкольная линейка, посвященная Дню Победы; • организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей; • проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций. - Реализация мероприятий военно-патриотического направления: • легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы; • «А ну-ка, парни!»; • «Веселые старты»; • «Папа, мама и я – спортивная семья!»; • смотр строя и песни; • проведение спортивных секций; • работа кружков «ЮИД», «Юные пожарные». - Конкурс стендовых-докладов гражданско-патриотических проектов | 30.10.2021 | Утвержденные положения Решение координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию План работы на 2021-2022 учебный год | Зам. директора по УВР | |
3 этап – | ||||
- Изучение родного края: • экскурсии в музеи; • туристические поездки; • экскурсии по родному краю; • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств; • благоустройство территории колледжа; • уход за памятниками. - • Битва хоров «Вместе празднуем Победу!» | 30.09.2022 | Утвержденные положения Решение координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию План работы на 2022-2023 учебный год | Зам. директора по УВР | |
Контрольная точка: Разработаны методические материалы по всем мероприятиям проекта | 30.10.2022 | Сборник методических материалов проекта | ||
2.3 | Проведены основные мероприятия проекта: | |||
1 этап: | Педагог-организатор Преподаватель истории Преподаватели, мастера п/о Обучающиеся | |||
Контрольная точка: Нетво́ркинг «Растим патриотов России» | 11.11.2020 | Информационные материалы | ||
Контрольная точка: Научно-практическая конференция «Слава защитникам Отечества»; | 20.04.2021 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте Сборник материалов конференции | ||
Контрольная точка: Конкурс на лучшую публикацию в социальной сети на тему «Герои живут рядом»; | 20.03.2021 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: Акция организации волонтерской помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей; | 20.05.2021 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: уход за памятником | 30.09.2020 30.04.2021 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: создание экспозиций музея (использование метода «музей в чемодане») | 30.04.2021 | Приказ о подведении итогов создания «музей в чемодане» на сайте | ||
Контрольная точка: Творческая экспрессия (выставка продуктов творчества обучающихся: патриотического кино (ролика) и фотографии (селфи) и т.п.) | 20.02.2021 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
2 этап – | ||||
Контрольная точка: Нетво́ркинг «Растим патриотов России» | 11.11.2020 | Информационные материалы | ||
Контрольная точка: Научно-практическая конференция «Слава защитникам Отечества»; | 20.04.2022 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте Сборник материалов конференции | ||
Контрольная точка: Конкурс на лучшую публикацию в социальной сети на тему «Герои живут рядом»; | 20.03.2022 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: Акция организации волонтерской помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей; | 20.05.2022 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: уход за памятником | 30.09.2021 30.04.2022 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: Творческая экспрессия (выставка продуктов творчества обучающихся: патриотического кино (ролика) и фотографии (селфи) и т.п.) | 20.02.2022 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
Контрольная точка: конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»; | 15.12.2021 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте Сборник материалов конкурса | ||
Контрольная точка: Конкурс стендовых-докладов гражданско-патриотических проектов социальной направленности | 20.05.2022 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте Альбом стендовых докладов | ||
3 этап – | ||||
Контрольная точка: ФОРУМ «Растим патриотов России», в рамках которого финалы, заключительные этапы - Научно-практическая конференция «Слава защитникам Отечества» ; - Конкурс на лучшую публикацию в социальной сети на тему «Герои живут рядом»; - Акция организации волонтерской помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей; - Творческая экспрессия (выставка продуктов творчества обучающихся: патриотического кино (ролика) и фотографии (селфи) и т.п.) - создание экспозиций музея (использование метода «музей в чемодане»); - Конкурс стендовых-докладов патриотических проектов; - Нетво́ркинг «Растим патриотов России»; - легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы; • «А ну-ка, парни!»; • «Веселые старты»; • «Папа, мама и я – спортивная семья!»; • смотр строя и песни; | 07.06.2023 | Приказ о подведении итогов Публикация на сайте | ||
2.4 | Реализованы проекты обучающихся гражданско-патриотической направленности | |||
Контрольная точка: Утверждены методические рекомендации по разработке и реализации гражданско-патриотических проектов | 30.06.2021 | Решение методического совета | Зам. директора по УМР | |
Контрольная точка: Паспорта гражданско-патриотических проектов | 30.09.2022 | Решение координационного совета по гражданско-патриотическому воспитанию | Преподаватель истории Преподаватели, мастера п/о Обучающиеся | |
Контрольная точка: Проведены мероприятия в рамках гражданско-патриотических проектов обучающихся | 30.04.2023 | Отчеты руководителей проектов | ||
2.5 | Организовано информационное сопровождение реализации проекта в сети Интернет | |||
Контрольная точка: Создан на официальном сайте ПОО раздел «Гражданско-патриотический проект: «Растим патриотов России»» | 01.11.2020 | Оформленный мониторинг сайта | Преподаватели истории Преподаватели, мастера п/о Обучающиеся | |
Контрольная точка: Запущен канал на Ютуб | 30.02.2021 | |||
Контрольная точка: Стена поддержки проекта: padlet.com | 01.11.2020 | Информационные материалы | ||
Контрольная точка: Установлена обратная связь с обучающимися по реализации мероприятий проекта - menti.com | 01.11.2020 | Информационные материалы | ||
2.6 | Организовано взаимодействие с заинтересованными лицами проекта | |||
Контрольная точка: Заключены соглашения о сотрудничестве (получено согласие) о взаимодействии с заинтересованными лицами проекта | 30.06.2021 | Соглашения о сотрудничестве | Зам. директора по УВР |
10. Реестр рисков и возможностей проекта
№ п/п | Наименование риска (-) / возможности (+) | Действия по предупреждению риска/ реализации возможности |
1. | Срыв сроков реализации проекта(-) | Мониторинг плана мероприятий по реализации проекта, изменение сроков выполнения контрольных точек |
2. | Изменение состава управленческой команды (увольнение, болезнь и т.д.) (-) | Формирование кадрового резерва и системы наставничества |
3. | Проявление интереса к результатам внедрения кластерного взаимодействия со стороны ПОО Челябинской области (+) | Трансляция опыта результативного внедрения кластерного взаимодействия в работе колледжа на систему СПО ЧО и других регионов |
4. | Повышение уровня компетентности членов управленческой команды(+) | Горизонтальное и вертикальное движение кадров |
5. | Низкий уровень готовности обучающихся к самостоятельной проектной деятельности (-) | Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы проектной деятельности» для обучающихся ПОО. Назначение наставника над проектом из числа опытных педагогов/представителей общественных и патриотических организаций |
11. Бюджет проекта
№ п/п | Наименование результата и источники финансирования | Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. руб.) | Всего (тыс./млн. руб.) | ||||||
2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||||||
1. | Реализация 15 дополнительных общеразвивающих программ с гражданско-патриотической составляющей содержания | ||||||||
1.1. | Реализация программы с гражданско-патриотической составляющей содержания при спонсорской поддержке | ||||||||
внебюджетные источники | 0,03 | 0,05 | 0,05 | 0,07 | 0,20 | ||||
2. | Проведено 30 гражданско-патриотических мероприятий, в которые вовлечено более 50% обучающихся ПОО ежегодно | ||||||||
2.1. | Организовано участие в формах, конгрессах, конференциях, слетах по проблемам и перспективам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения | ||||||||
внебюджетные источники | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,7 | ||||
3. | Реализовано 10 проектов гражданско-патриотической направленности, инициированных обучающимися ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж» | ||||||||
3.1. | Внедрено 10 студенческих проектов в волонтерскую деятельность гражданско-патриотической направленности | ||||||||
внебюджетные источники | 0,01 | 0,02 | 0,05 | 0,1 | 0,18 | ||||
4. | Выход выпускников с волонтерскими движениями гражданско-патриотической направленности на активные акции и мероприятия по продвижению патриотизма и собственной гражданской позиции в обществе. | ||||||||
внебюджетные источники | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,06 | ||||
Всего по проекту, в том числе: | 0,14 | 0,16 | 0,32 | 0,38 | 1,4 | ||||